3-4 ноября на площадке DI Telegraph состоялся первый российско-германский Форум креативных индустрий «Art-Werk 2017». Посетители смогли ознакомиться с выставкой работ современных дизайнеров и художников, а также прослушать выступления деятелей экономического и культурного направлений из России и Германии. Успешные города сегодня нельзя представить без уникального набора современных творческих и технологических бизнесов и насыщенной культурной жизни. Креативные индустрии и сфера культуры – одновременно и инструмент привлечения туристов и высококвалифицированных профессионалов, и эффективный способ городского развития и решения социальных проблем.
Как креативные индустрии меняют города в Германии и России, было рассказано на панельной дискуссии в первый день работы форума. С докладами об опыте Герани выступили мэр Мангейма Петер Курц, руководитель Саксонского центра экономики культуры и креативных индустрий Лейпцига Кристиан Рост, а про российские достижения рассказали вице-президент и директор по развитию городской среды Фонда «Сколково» Елена Зеленцова, руководитель департамента экономического анализа и исследований Института территориального планирования «Урбаника» Евгения Арефьева и руководитель проектов КБ «Стрелка» Елизавета Левицкая.
Петер Курц отметил успешные шаги в развитии городских пространств на примере Мангейма: «Мангейм ориентирован на развитие стартапов и молодых предпринимателей. Эта тенденция получила активную государственную поддержку на уровне администрации города еще 15 лет назад, став частью программы по внедрению городских трансформаций. Поддержку этому оказал и ряд банковских инструментов на строительство, и вклады/инвестирование в развитие науки и образовательных программ, общая тенденция к дигитализации городских инфраструктур. Один из самых ярких и успешных примеров – создание Музыкальной Академии и Инкубатора креативных индустрий, креативных районов. Это изменило в том числе и имидж города – промышленность по-прежнему сильно развита, но город теперь является также и культурным и креативным центром».
По мнению Елены Зеленцовой, роль креативных индустрий в развитии городов обусловлена двумя основными факторами: наличием культурного наследия и культурной инфраструктуры, способствующей развитию города и развитием общественных пространств, подстегивающим и развитие творческих индустрий (в том числе и малый/микро-бизнес). «Отличительной чертой креативной городской экономики является то, что она сочетает по 3-4 базовые функции традиционной экономики (место производства + место реализации + место работы + место досуга).
Кристиан Рост отметил, что одним из отличительных моментов является то, что развитие каждого города происходит по уникальному сценарию. С начала 60-х годов в Западной Германии отчётливо прослеживалась тенденция к преобладанию развития сферы услуг над сферой промышленности, что впоследствии привело к необходимости реурбанизации больших городских пространств и многих промышленных помещений, пришедших в запустение. Благодаря господдержке программы «Креативная Саксония», многие индустриальные города уже вступили на путь развития креативных пространств. Одним из направлений развития городских креативных индустрий – стало создание кластеров, т.е. связанных между собой предприятий, взаимосвязанных и работающих над разработкой уникальности своих продуктов и общими бизнес-идеями».
Евгения Арефьева и Елизавета Левицкая рассказали о нескольких успешных проектах, реализованных в России, направленных на улучшение креативных индустрий. Однако, на государственном уровне приоритетной отраслью является промышленность и развитие креативных и культурных кластеров возможно лишь там, где производства нет или оно не было предусмотрено. «Девелоперы являются творцами городских пространств: именно они решают строить на пустом месте жилье (оно в приоритете), затем торговые точки, а если не получилось ни то, ни другое – то пускают туда креативщиков.» —отмечает Евгения.
По мнению Елизаветы Левицкой, существует инфраструктурная база (дома культуры, библиотеки и т.д.), котоhая находится на балансе горадминистрации и имеет несколько устаревшую систему функционирования. Это представляет собой большой потенциал, но его разработка возможна через преодоление ряда проблем – например, уменьшения разрозненности между властью, бизнесом и активистами, при инициировании каких-либо проектов (столкновение интересов всегда неизбежно). Также важно осознать факт, что для многих культура – это не только досуг, но и неотъемлемая часть ежедневной жизни и нужно начать воспринимать ее как прибыльное направление для развития бизнеса.